Похоронные обряды в различных религиях
Религиозный ритуал на похоронах (Христианство, ислам, иудаизм)
Религиозные предпохоронные ритуалы подразумевают подготовку покойного в последний путь по всем канонам его верования. У разных религий это могут быть одни и те же процедуры, сильно отличающиеся в обрядах.
В православии омовение и переодевание умершего требуются, чтобы покинувший мир человек предстал чистым перед лицом Бога. Облачение должно выбираться из чистой новой одежды. Гроб же является последним пристанищем покойного в этом мире. В него принято класть нательное распятие, мирские вещи, небольшую икону. Священник возлагает на лоб умершего венец, в десницу - рукописание. После выноса тела, его отпевают в храме. Выносят почившего вперед ногами не раньше полудня и не после заката.
Похоронную процессию должны возглавлять родственники, близкие люди и друзья. На кладбище возлагается православный крест на могилу, происходит прощание, включающее поминальную трапезу - общий обед.
Также в христианстве считается, что после смерти душа человека 3 дня находится рядом с родными, а с 3 по 9 день ей показывают загробный мир, после чего она проходит особенно тяжелый период – познает все свои прижизненные грехи. Наконец, в 40 день это заканчивается и душа снова возносится на поклонение Богу, который определяет ей соответствующее место на Страшном суде. Решение зависит от мирской и духовной жизни человека на земле и благодати молитв от близких. Поэтому желательно на 3-й, 9-й и 40-й дни служить христианскую панихиду по усопшему.
Согласно традициям ислама, почивший обязан заблаговременно подготовиться к окончанию жизни. Если смерть не застала его врасплох, он читает Шахаду и тридцать шестую суру.
После кончины умершего также предают омовению. По законам Корана человека обмывают только представители своего пола, не считая супруга/супруги.
После этого тело покойного укладывается на специальное возвышенное ложе (танашир). Обязательным условием является обращение лица на Мекку. Молитву за упокой произносят при перенесении почившего на тобут, по смыслу максимально приближенному к значению простого гроба. Покойного мусульманина укрывают покрывалом, поверх укладывают одежду, предназначенную для обозначения пола покойного человека.
Сам процесс погребения производится максимально быстро – не более двух дней со смерти. Также в исламе не приветствуют громкое оплакивание ушедшего в мир иной, потому что считается, что от этого душа испытывает тоску по дому.
В иудаизме, как и ислам строго запрещена кремация. В иудаизме также запрещено проводить вскрытие и бальзамирование тела усопшего. А суббота (шабат) и религиозные праздники не могут являться днями для проведения похорон. В иудаизме не принято, чтобы у тела усопшего никого не было. Кто-нибудь должен всегда оставаться около с ним до самых похорон, даже если оно находится в морге.
Омовение умершего в иудаизме производится также людьми одного с ним пола. После омовения тело следует облачить в хлопковую белую одежду (тахрихин). При этом, согласно правилам, почивший отправляется в последний путь в той одежде, в которой покинул наш мир. После этого произносится специальное благословение, после чего почившего заворачивают в саван. Ткань должна покрыть его целиком.
Кроме того, в иудаизме не принято выражать соболезнование семье покойного до погребения. Никакие слова не смогут выразить всю глубину сочувствия скорбящим, а потому входящим в дом принято сохранять молчание: старая еврейская традиция требует, чтобы гости не начинали первыми разговор с семьей ушедшего в лучший из миров.
Похоронную процессию в иудаизме отличает отсутствие венков, цветов, букетов и других ритуальных товаров Гроб с покойным, представляющий неполированный деревянный ящик без медных ручек и обивки, часто покрывается черным сукном. В знак великого горя семья надрывает на себе облачение, в котором она будет ходить еще неделю после погребения. В конце совершается ритуальная трапеза. Ко столу подают хлеб, яйца, бобовые, чечевицу. Повторный поминальный стол накрывается спустя год с момента смерти.
В трех основных религиозных конфессиях на территории РФ в большую заслугу умирающему человеку ставится его искреннее раскаяние (покаяние) в своих грехах перед лицом своей совести и высших сил.